Что такое цифровая маркировка товаров?
Согласно этим требованиям, прием и продажа возможна только при наличии маркировки. Весь товарооборот находится под контролем, что значительно снижает риск покупки подделки.
Маркировка активно используется и сегодня – ее список довольно широк и перечислять все товары мы не будем. Для работы с такими номерами предприниматели обязаны купить и зарегистрировать оборудование, отвечающее последним требованиям законодательства.
Для чего нужна маркировка?
Основные цели – защитить честных производителей и дистрибьюторов от дешевой нелегальной продукции низкого качества, а покупателей от приобретения подделок. Теперь товар маркируется с момента выхода с завода до его продажи у кассы. Потребитель может пожаловаться на отсутствие уникального кода прямо не отходя от кассы через мобильное приложение.
За отсутствие маркировки предусмотрена целая система штрафов, а за производство товаров в крупном размере – уголовная ответственность. Эти действия регламентированы ст. 15.12 КоАП РФ и ст. 171.1 УК РФ.
Из чего состоит маркировочный код?
Маркировочный код – это буквы и символы, с помощью которых можно проверить практически любой товар. Он стоит из 4 блоков: первые две формируют код идентификации, а после две – код проверки.
Подробнее:
- в первой – 14 цифр, это содержит код товара, он включает идентификатор применения, присваиваемый оператором;
- второй – это 13 символов, которые являются серийным номером товара, перед ним стоит идентификатор применения, а в конце – является символ-разделитель;
- третий – это 4 символа, они содержат проверочный ключ товара;
- последний – 88 символов, включающих полную информацию о товаре с учетом предыдущих кодов, его завершает специальный символ разделитель.
Принцип работы
Этапы нанесения маркировки следующие:
- изготовитель, оптовик или импортер наносят на товар уникальный идентификатор и отчитываются об этом в систему отслеживания;
- по мере прохождения товара всех этапов перевозки данные также передаются в систему отслеживания и перебиваются в код;
- при продаже маркировка считывается на кассе и отправляется для контроля отслеживания;
- потребитель в приложении «Честный ЗНАК» может проверить подлинность маркировки.
Как подготовиться к маркировке?
Для этого потребуется выполнить как минимум следующие действия:
- оформить УКЭП;
- выполнить модернизацию ККТ;
- провести пусконаладочные работы;
- подключиться к ЭДО;
- подать заявку ОФД и дождаться ее одобрения;
- зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
«Честный ЗНАК» по маркировке товаров
Согласно постановлению правительства № 620-р от 3 апреля 2019 года были приняты единые требования по маркировке товаров в системе «Честный ЗНАК». Это гарантирует единый принцип сортировки, что исключает путаницу с выставлением индивидуальных номеров. Все, начиная от производителя до потребителя, смогут отследить продукцию по единому коду, который дополняется на каждом этапе.
В системе «Честный ЗНАК» зарегистрировано много продукции и данный список постоянно пополняется. Ежегодно перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, расширяется.
Этапы перехода товаров на обязательную маркировку
Начало перехода на маркировку началось с 2017 года и первыми в этом списке появились лекарственные средства. Далее последовали табачная и никотиносодержащая продукция, обувь и автомобильные шины, духи и туалетная вода. Завершает список питьевая вода и пиво, последняя продукция должна перейти на маркировку к 31 августа 2022 года. С полным перечнем можно ознакомиться в ФЗ №54.