Маркировка шин и покрышек
Он состоит из 14-значного товарного кода, номера изделия в виде 13 цифр, 4-символьного проверочного кода и так называемого криптографического «хвоста».
Маркируются большинство видов покрышек, за исключением бывших в употреблении, велосипедных, авиационных, а также ободных лент, камер и взаимозаменяемых протекторов. Также не учитываются шины, идущие в комплекте с техникой – например, установленные на новый автомобиль производителем.
Какое оборудование потребуется?
Если планируете продавать данную продукцию, Вам нужно обзавестись следующим оборудованием:
- кассовый аппарат, который может поддерживать чеков с тегами 1162 «код товара»;
- сканер, работающий с двухмерными штрих-кодами Data Matrix;
- для хранения ЭП потребуется защищенный USB-накопитель;
- принтер, на котором возможна печать этикеток с идентификаторами;
- ТСД для проведения операций на складах и при отпуске товара.
Как подготовиться?
Для торговли шинами нужно выполнить следующие действия:
- приобрести, подключить и настроить кассовый аппарат, поддерживающий работу с Data Matrix;
- провести обновления для прикладного, системного или товароучетного софта согласно требованиям системы «Честный ЗНАК»;
- получить УКЭП и установить подходящий криптомодуль;
- выполнить подключение к ЭДО;
- пройти регистрацию в системе прослеживания.
Импортерам и производителям нужно стать участниками Ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» и описать там вою продукцию. Дополнительно оформляется GTIN для генерации маркировочного кода.
Какие предусмотрены штрафы?
С маркировкой обязаны работать все участники бизнеса, при продаже покрышек без нее согласно ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:
- гражданским лицам – от 2 до 4 тыс. рублей;
- сотрудники и ИП – от 5 до 10 тыс. рублей;
- фирмам – от 50 до 300 тыс. рублей.
Вся немаркированная продукция подлежит конфискации. Даже если есть ККТ, но она не поддерживает распечатку чека с тегом 1162 «код товара», предприниматели и сотрудники могут быть оштрафованы на сумму от 1,5 до 3 тыс. рублей, а компании – от 5 до 10 тыс. рублей.
Как работает маркировка шин?
Основные особенности работы:
- производитель запрашивает в системе «Честный ЗНАК» идентификаторы для каждой единицы продукции;
- проводится маркировка и отправляется отчетность в систему прослеживания;
- импортеры по такой же аналогии составляют УПД и маркируют шины во всей партии;
- при приеме покрышек сверяются все данные и передаются через оператора ЭДО;
- во время продажи товар сканируется через кассу, оборудование отправляет отчетность о конкретной единице и она выбывает из оборота.
Изготовители и импортеры маркируют шины с 01.11.2020, а розница, оптовики и дистрибьюторы – с 01.03.2021. Любые нарушения в этой сфере чреваты наложением штрафов.
Как зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК»?
На сегодня ЦРПТ – единственный оператор на рынке, контролирующий маркировку. Для работы нужно обязательно пройти регистрацию.
Она включает следующие действия – нужно:
- зайти на сайт app.gs1ru.org;
- заполнить форму и направить ее на проверку;
- получить копию заявки на электронную почту;
- распечатать ее и поставить подпись;
- отправить почтой на физический адрес ЮНИСКАН/ГС1 РУС;
- получить регистрацию на email.
Как описываются шины и куда наносятся маркировочные коды?
Описанием занимаются производители и импортеры, оно может быть расширенным или сокращенным. Первое составляется на сайте ГС1 РУС, а короткое – присваивается через личный кабинет. В полном наименовании указывается 14 атрибутов, которые включают товарный код, ИНН, модель покрышек, ее размеры, сезонность и другую информацию. Разрешается дополнительно добавлять фото товара.
Поскольку у покрышек нет потребительской упаковки, допускается нанесение кода непосредственно на изделие. Можно наносить идентификатор на транспортную упаковку, при этом генерируется код формата SSCC, состоящий из 18 знаков с префиксом «ГС1 РУС», он гарантирует уникальность. По желанию владельца допускается дополнительная гравировка или внедрение RFID-метки – радиочастотного чипа.
Выбытие шин из оборота
Аннулирование уникального кода может быть в следующих случаях:
- продажа покупателю;
- кража, уничтожение, безвозвратная утеря или порча;
- изъятие;
- экспорт;
- списание бракованного изделия.
Если покрышки возвращаются покупателем, продавец повторно отправляет информацию в систему отслеживания и запрашивает новый номер. Он распечатывается и наносится на изделие, подлежащее возврату. Маркировка предназначена для полноценного контроля продукции на каждом этапе.